akidom, айкидом - федерация айкидо ставропольского края. Айкидо Ставрополь

Библиотека > Искусство > Сю ха ри - описание прогресса физических навыков в будо.
наступая на лужу
голос трости
переходит на шепот
Сю ха ри - описание прогресса физических навыков в будо.
06.06.2016 19:00
守破離 (真行草)
«Сю ха ри» – это популярный общий концепт, используемый в обсуждениях различных будо, поэтому я уверен, что все читатели блога kenshi 24/7 слышали о нем раньше. В своем основном значении он обозначает прогресс навыков и понимания искусства у ученика, занимающегося под наставничеством учителя/мастера. Хотя мы сегодня говорим о нем в контексте боевых искусств, он используется не только в отношении всех традиционных японских искусств (например, чайной церемонии или театра но), но и в отношении современных занятий, например, высокой кухни, бейсбола и даже разработки программного обеспечения.
Стадия «сю» («защищать») – это период, когда новичок старательно занимается под присмотром мастера. В это время он похож на ребенка, копирующего действия своей матери. Здесь не нужны глубокие обсуждения теории, он просто смотрит на мастера и делает так же. Не нужно говорить, что на этом этапе плохой «мастер» обычно грозит ученику будущими неудачами.
На стадии «ха» («ломать») ученик доходит до такого уровня, когда он начинает понемногу экспериментировать с тем, чему его научили, как подросток, который начинает бунтовать против родительского контроля. Иногда это может привести к хорошему прогрессу, но иногда это может также закончиться ночью в полицейском участке или неделей в больнице!
Стадии «ри» («отделяться») достигают немногие. Это этап, на котором ученик наконец впитал все, чему его может научить учитель, и, объединяя это с тем, что он открыл для себя на стадии «ха» (и хорошим, и плохим), он создает нечто сугубо свое собственное. Теперь он не зависит от своего учителя.
В таких искусствах, как кэндо, в которых период созревания довольно долгий, стадия «сю» обычно составляет большую часть пути конкретного занимающегося. Ученик, который считает, что достиг более глубокого уровня понимания, чем на самом деле, и который пытается экспериментировать раньше, чем он к этому готов, существенно отодвигает свой прогресс. Здесь для него очень важны наставничество хорошего учителя и смирение. Никакой четкой линии между «сю» и «ха» нет, поэтому, я думаю, большинство из тех, кто доходит до этой стадии, колеблется то ближе к «сю», то ближе к «ха», чередуя серьезное обучение у одного или нескольких учителей и собственные эксперименты.
Обратите внимание, что для описания по сути того же прогресса физических навыков существуют и другие термины, которые при этом могут подразумевать немного другие ассоциации, например, «син-гё-со».
Проблема данов как показателей прогресса в сюгё
Мне попадались различные схемы, которые пытались соотнести стадии «сю ха ри» с данами, например:
1 – 5 дан: сю
6 – 7 дан: ха
8 дан и выше: ри
Как я раньше уже писал, на мой взгляд, процесс аттестации – это самая большая проблема современного кэндо. Для этого есть множество причин, в том числе большие различия в сложности сдачи экзаменов в разных местах, а также то, что для многих организаций аттестации являются основных (и иногда единственным) источником доходов. Сверх того, разумеется, надо иметь в виду, что для экзаменатора в комиссии сложно и даже невозможно непосредственно оценить внутреннее состояние кандидата.
Я лично знаком со многими людьми, чье отношение к занятиям кэндо и реальные навыки значительно превосходят их формальный уровень (некоторые даже сознательно игнорируют аттестации), и со многими другими, чей дан выше, чем их умение. Последних больше.
Как бы то ни было, я думаю, можно смело отказаться от того, чтобы рассматривать дан как нечто большее, чем просто общий указатель технической компетентности, и полностью исключить его из данной дискуссии.

«Сю ха ри» - описания прогресса физических навыков

守破離 (真行草)

«Сю Ха Ри» – алгоритм прогресса навыков и освоения любого искусства у ученика, занимающегося под наставничеством учителя.

Стадия «» («защищать») – период копирования. Необходима дисциплина, концентрация и самоотдача в точном повторении учеником за мастером движений. Сложность данного периода - полная самоотдача, чистое действие без уточняющих вопросов, комментариев, обсуждений.


Стадия «» («ломать») - период экспериментов с освоенными формами в рамках традиционных форм. Понимание философии школы, проникновение в суть происходящего.


Стадия «» («отделяться») - период творчества и свободной импровизации. Созидание нового. 

Примерное соответствие данов в соотнесении со стадиями прогресса в будо:

 1 – 5 дан.

 6 – 7 дан.

 от 8-го дана...

 




Связаные материалы:
Последние материалы:
Старые материалы:

 

Рейтинг@Mail.ru