akidom, айкидом - федерация айкидо ставропольского края. Айкидо Ставрополь

Библиотека > Будо > Андрей Ханин: исследовать и испытать мудростью.
как пусто
в твоей чашке
уже полгода пыль
Андрей Ханин: исследовать и испытать мудростью.
15.09.2011 14:27
- Айкидо – это искусство профессиональных воинов. Технически мы используем силу противника, часто превосходящего по силе, опыту, вооружению или численности, обращая ее против него самого. Впервые термин айкидо прозвучал в 1942 году из уст его создателя – Морихея Уэсиба, однако корни боевого искусства уходят в древнюю самурайскую школу Айки-Дзю-Дзюцу. Внешняя форма айкидо позволяет побеждать противника техникой удара, броска, обездвиживанием, внутреннее содержание айкидо  призвано упреждать агрессию до того, когда она начнётся. Миссия айкидо - воспитание гармонично развитой личности. Основная задача практики - изменение качества повседневной жизни по законам красоты. Занимаясь айкидо, важно жить моментом «здесь и сейчас», объединяя мысли, чувство, тело.
Хлеба и зрелищ
- Почему выбрал боевое искусство, а не какой-либо вид массового спорта? По многим причинам. Девиз спорта: «Сражайся, чтобы победить!». Вокруг большого спорта кипят страсти, нездоровые эмоции. Профессиональный спорт для спортсмена – это культ превосходства одного человека над другим посредством состязательной борьбы, для болельщика – это …болезнь. Кроме того спорт высших достижений – это и индустрия извлечения денег на зрелищности, то есть на страстях, и инструмент политического влияния. Для самого спортсмена спорт – благо? Прежде всего, это предельные нагрузки, нацеленные на достижение максимального результата, а ведь ставить состояние своего здоровья и психики в зависимости от победы на очередном чемпионате неразумно. Большой спорт сегодня без специальных химических препаратов невозможен в принципе. Вопрос только в том, как использовать разрешенные химические препараты с наибольшей эффективность, или запрещенные, которые можно вывести из организма непосредственно перед соревнованием. Все идет в ход, потому что большой спорт – это большая политика и большие деньги. В спорте ангажированное судейство: существуют такие понятия, как свой – чужой, ведется нечестная игра судейства. Но больше всего меня смущает иллюзорность победы: да, сегодня ты выиграл, но невозможно всегда быть первым, когда-то же ты проиграешь. А мастерство подразумевает стабильность результата, но этот постулат не укладывается в рамки спортивного формата. Поэтому я и выбрал боевое искусство – творчество по законам красоты, где с возрастом мастерство обретает совершенство и полноту.
Через философию боевого искусства – к вере
- Конечно, в детстве занимался разными видами физической культуры, сдавал нормативы ГТО. Самостоятельно занимался йогой, потом борьбой, но все это не приносило удовлетворения. Остро чувствовал в упражнениях оторванности от реальной жизни. Например, в единоборствах соревнующиеся поставлены в равные условия: вес, возраст, стерильные условия в зале – нормативы на освещенность, температуру, кондиционирование воздуха, специальное покрытие – все для того, чтобы продлить зрелище. Но в реальной жизни происходит все наоборот: противник, превосходит тебя по многим параметрам. Начался поиск органичности, слаженности, взаимопроникновения между тем, что делаем в зале и повседневной жизнью. Когда поступил в институт, увлекся философией, потом – эзотерика. Но сидеть и размышлять о высоких материях - это опять-таки отрыв от реальной жизни. Обратил внимание на боевые искусства, однако меня совершенно не привлекали те, что несут потенциал агрессии и элемент зрелищности. Когда прочел книгу по философии айкидо, меня до глубины тронули жизненные принципы этого боевого искусства. Стал углубляться в его систему внутреннего самосовершенствования, что привело меня к изучению Православной традиции и поиску ответов на «вечные вопросы» о смысле жизни. С точки зрения Православия мы уже рождаемся совершенными людьми, но первородный грех удаляет нас от полноты совершенства, от Творца. Чтобы приблизиться к Богу и вернуть себе это совершенство, требуется не «само» и не «совершенствоваться», а очищаться - искать чистоту в помыслах, словах, делах. Когда я стал все это анализировать, пришел к Православию. Сначала этот интерес был в плоскости философствования, не было практического действия – лишь размышления, чтения, рассуждения. Участия в богослужениях были «за компанию», или «для здоровья». Постепенно накопление знаний трансформировалось в осознанную практику: богослужения, посты, молитвенное предстояние, паломнические поездки, исповедь, причастие. Пришло осознание, что самопожертвование - высшее проявление любви! И пришло озарение: мир создан не случайным, а разумным образом - Высшим Разумом Бога-Творца. Опыт духовной культуры Востока Бога не знает. Индия, Китай, Япония - там Будда (буддовость), но это не Бог (оБожение), а особое состояние сознания – трезвый взгляд на жизнь. Трезвость  - скорее норма жизни, но ещё не полнота здоровья и не конечная цель развития личности. Если рассуждать об индийской философской мысли, то чего стоит постулат о том, что мир создан звуком («ом» или «аум» в разных транскрипциях). Не надо быть слишком продвинутым, чтобы понять пропасть, которая разделяет содержательность слова от звука.
Сила и слабость тела и духа
- Нельзя заниматься чем бы то ни было, не вникая в духовную сущность плодов наших трудов. Любое дело, даже самое, на первый взгляд, пустяшное, мы либо совершает как приношение Господу либо... Однажды на службе стал невольным свидетелем такого диалога:
- А когда причастие будет?
- Скоро, вот служба закончится и будет причастие…
Для большинства “прохожан“ причастие связано с окончанием службы, а когда же начинается личное служение..?  Спорт имеет много граней, и мы ответственны за свой выбор, своё понимание смысла, вкладываемого  в это занятие. Хочешь повысить качество своего природного естества, чтобы быть развитым в мире людей? Живи в физическом мире, соблюдай его законы, упражняй своё тело и психику. Спорт уводит детей и молодежь с улицы в спортивные залы, прививает командный дух, радость общения, радость движения. Положительный момент и в том, что настоящий спортсмен не злоупотребляет алкоголем, не объедается. Но все это – о животной, самой низшей сущности личности. Если рассматривать силу духа, открытость души, следует обратить внимание на религиозное служение.
Критики христианства часто приводят аргумент о слабости христианской веры: ударили тебя по одной щеке, подставь другую. Вспомним историю: Православие принял князь Владимир и его дружина – элитное воинство, далеко не слабые люди. Воины-язычники князя Владимира физически развитые, стойкие, выдержанные не смерти боялись, принимая Христа, и не на деньги меняли свои языческие верования. При выборе веры у наших предков была рассудительность и опытность реальной жизни, как социальной, так и духовной, но не обошлось и без Божественного провидения… Особенность русского Православия в том, что оно, органично вплетаясь в ментальность древней Руси, поддерживалось авторитетом воинства. У воина всегда есть выбор: умереть самому за веру и отечество, убить врага, или помиловать его поверженного. У слабого человека выбора нет: его в любом случае убьют – это страшно. «У страха глаза велики»: и вторую щёку человек слабый, боящийся не подставляет, а убирает. Подставить левую щеку возможно лишь человеку сильному, когда у него есть выбор и выбор этот исходит от силы духа. Пример воина Евгения Родионова: у него был выбор – отказаться от своей веры и жить, однако он выбрал смерть за веру. Выбор смерти за Христа – это выбор сильной, духовно зрелой личности, этот выбор противоречит животному инстинкту самосохранения. Если мы сильны, то вправе выбирать, казнить своих врагов или миловать, уподобляясь  Христу. А нас все время ставят перед выбором, как две тысячи лет назад: так все-таки - боевое искусство Востока, или Православие? Спорт, или Православие? Из жизни и притч Иисуса Христа мы научены: всегда есть третий путь – путь Спасителя, Путь ведущий к единству и спасению души и тела. Нам необходимо ведать и темную сторону любого явления, и светлую.  Брать лучшее для тренировки природного естества – упражнение в айкидо, например, а для очищения души и укрепления духа – Православие. Верующий человек способен не только дифференцировать зло, но и уметь это самое зло пресекать. Так активными нам, верующим, надо быть, или пассивными? Всякий раз выбор за нами: отдать себя в руки гонителей («По воле твоей, Господи, принимаю наказание!»), или идти с именем Бога на устах и с мечом в руках на врагов и побеждать. Убийство – это грех, но когда за тобой беззащитные старики и дети, друзья, родные, Родина, то иного пути нет, кроме как проявить активность и опытность в ратном деле. Может, стоит всем нам, православным христианам, включая духовенство, стремиться быть сильными воинами Христовыми не только в духовном отношении, но и в плане физической крепости - заниматься физической культурой, боевыми искусствами? Тогда между видимым и невидимым миром можно построить мост, объединяющий мир духовной и мир мирской жизни в активном служении добру. Люди одухотворенные покажут нам и нашим детям пример физического совершенства и ратного мастерства - вспомним святого Илию Муромского, Александра Пересвета, Дмитрия Донского, Александра Невского, Фёдора Ушакова... Те же,  кто достиг успеха в материальном мире – спортсмены, бизнесмены, переходили бы в мир духовный, и все свои достижения и успехи посвящали Господу, а не мамоне, славе, гордыне.
«..и предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем... (Екклесиаст 1:13)».

Беседа корреспондента газеты "Ставропольский благовест" Евгениии Жердевой с президентом "ФЕДЕРАЦИИ АЙКИДО СТАВРОПОЛОЬСКОГО КРАЯ" Андреем Ханиным.

Айкидо – это искусство профессиональных воинов. Технически мы используем силу противника, часто превосходящего по силе, опыту, вооружению или численности, обращая ее против него самого.

Впервые термин айкидо прозвучал в 1942 году из уст его создателя – Морихея Уэсиба, однако корни боевого искусства уходят в древнюю самурайскую школу Айки-Дзю-Дзюцу. Внешняя форма айкидо позволяет побеждать противника техникой удара, броска, обездвиживанием, внутреннее содержание айкидо  призвано упреждать агрессию до того, когда она начнётся. Миссия айкидо - воспитание гармонично развитой личности. Основная задача практики - изменение качества повседневной жизни по законам красоты. Занимаясь айкидо, важно жить моментом «здесь и сейчас», объединяя мысли, чувство, тело.

Хлеба и зрелищ.

Почему выбрал боевое искусство, а не какой-либо вид массового спорта? По многим причинам. Девиз спорта: «Сражайся, чтобы победить!». Вокруг большого спорта кипят страсти, нездоровые эмоции. Профессиональный спорт для спортсмена – это культ превосходства одного человека над другим посредством состязательной борьбы, для болельщика – это …болезнь. Кроме того спорт высших достижений – это и индустрия извлечения денег на зрелищности, то есть на страстях, и инструмент политического влияния.

Для самого спортсмена спорт – благо? Прежде всего, это предельные нагрузки, нацеленные на достижение максимального результата, а ведь ставить состояние своего здоровья и психики в зависимости от победы на очередном чемпионате неразумно. Большой спорт сегодня без специальных химических препаратов невозможен в принципе. Вопрос только в том, как использовать разрешенные химические препараты с наибольшей эффективность, или запрещенные, которые можно вывести из организма непосредственно перед соревнованием. Все идет в ход, потому что большой спорт – это большая политика и большие деньги. В спорте ангажированное судейство: существуют такие понятия, как свой – чужой, ведется нечестная игра судейства. Но больше всего меня смущает иллюзорность победы: да, сегодня ты выиграл, но невозможно всегда быть первым, когда-то же ты проиграешь. А мастерство подразумевает стабильность результата, но этот постулат не укладывается в рамки спортивного формата. Поэтому я и выбрал боевое искусство – творчество по законам красоты, где с возрастом мастерство обретает совершенство и полноту.

Через философию боевого искусства – к вере.

Конечно, в детстве занимался разными видами физической культуры, сдавал нормативы ГТО. Самостоятельно занимался йогой, потом борьбой, но все это не приносило удовлетворения. Остро чувствовал в упражнениях оторванности от реальной жизни. Например, в единоборствах соревнующиеся поставлены в равные условия: вес, возраст, стерильные условия в зале – нормативы на освещенность, температуру, кондиционирование воздуха, специальное покрытие – все для того, чтобы продлить зрелище. Но в реальной жизни происходит все наоборот: противник, превосходит тебя по многим параметрам. Начался поиск органичности, слаженности, взаимопроникновения между тем, что делаем в зале и повседневной жизнью.

Когда поступил в институт, увлекся философией, потом – эзотерика. Но сидеть и размышлять о высоких материях - это опять-таки отрыв от реальной жизни. Обратил внимание на боевые искусства, однако меня совершенно не привлекали те, что несут потенциал агрессии и элемент зрелищности. Когда прочел книгу по философии айкидо, меня до глубины тронули жизненные принципы этого боевого искусства. Стал углубляться в его систему внутреннего самосовершенствования, что привело меня к изучению Православной традиции и поиску ответов на «вечные вопросы» о смысле жизни. С точки зрения Православия мы уже рождаемся совершенными людьми, но первородный грех удаляет нас от полноты совершенства, от Творца. Чтобы приблизиться к Богу и вернуть себе это совершенство, требуется не «само» и не «совершенствоваться», а очищаться - искать чистоту в помыслах, словах, делах. Когда я стал все это анализировать, пришел к Православию. Сначала этот интерес был в плоскости философствования, не было практического действия – лишь размышления, чтения, рассуждения. Участия в богослужениях были «за компанию», или «для здоровья».

Постепенно накопление знаний трансформировалось в осознанную практику: богослужения, посты, молитвенное предстояние, паломнические поездки, исповедь, причастие. Пришло осознание, что самопожертвование - высшее проявление любви! И пришло озарение: мир создан не случайным, а разумным образом - Высшим Разумом Бога-Творца. Опыт духовной культуры Востока Бога не знает. Индия, Китай, Япония - там Будда (буддовость), но это не Бог (оБожение), а особое состояние сознания – трезвый взгляд на жизнь. Трезвость  - скорее норма жизни, но ещё не полнота здоровья и не конечная цель развития личности. Если рассуждать об индийской философской мысли, то чего стоит постулат о том, что мир создан звуком («ом» или «аум» в разных транскрипциях). Не надо быть слишком продвинутым, чтобы понять пропасть, которая разделяет содержательность слова от звука.Сила и слабость тела и духа- Нельзя заниматься чем бы то ни было, не вникая в духовную сущность плодов наших трудов. Любое дело, даже самое, на первый взгляд, пустяшное, мы либо совершает как приношение Господу либо...

Однажды на службе стал невольным свидетелем такого диалога:

- А когда причастие будет?

- Скоро, вот служба закончится и будет причастие…

Для большинства “прохожан“ причастие связано с окончанием службы, а когда же начинается личное служение..?  Спорт имеет много граней, и мы ответственны за свой выбор, своё понимание смысла, вкладываемого  в это занятие. Хочешь повысить качество своего природного естества, чтобы быть развитым в мире людей? Живи в физическом мире, соблюдай его законы, упражняй своё тело и психику. Спорт уводит детей и молодежь с улицы в спортивные залы, прививает командный дух, радость общения, радость движения. Положительный момент и в том, что настоящий спортсмен не злоупотребляет алкоголем, не объедается. Но все это – о животной, самой низшей сущности личности. Если рассматривать силу духа, открытость души, следует обратить внимание на религиозное служение. 

Критики христианства часто приводят аргумент о слабости христианской веры: ударили тебя по одной щеке, подставь другую. Вспомним историю: Православие принял князь Владимир и его дружина – элитное воинство, далеко не слабые люди. Воины-язычники князя Владимира физически развитые, стойкие, выдержанные не смерти боялись, принимая Христа, и не на деньги меняли свои языческие верования. При выборе веры у наших предков была рассудительность и опытность реальной жизни, как социальной, так и духовной, но не обошлось и без Божественного провидения…

Особенность русского Православия в том, что оно, органично вплетаясь в ментальность древней Руси, поддерживалось авторитетом воинства. У воина всегда есть выбор: умереть самому за веру и отечество, убить врага, или помиловать его поверженного. У слабого человека выбора нет: его в любом случае убьют – это страшно. «У страха глаза велики»: и вторую щёку человек слабый, боящийся не подставляет, а убирает. Подставить левую щеку возможно лишь человеку сильному, когда у него есть выбор и выбор этот исходит от силы духа. Пример воина Евгения Родионова: у него был выбор – отказаться от своей веры и жить, однако он выбрал смерть за веру. Выбор смерти за Христа – это выбор сильной, духовно зрелой личности, этот выбор противоречит животному инстинкту самосохранения.

Если мы сильны, то вправе выбирать, казнить своих врагов или миловать, уподобляясь  Христу. А нас все время ставят перед выбором, как две тысячи лет назад: так все-таки - боевое искусство Востока, или Православие? Спорт, или Православие? Из жизни и притч Иисуса Христа мы научены: всегда есть третий путь – путь Спасителя, Путь ведущий к единству и спасению души и тела. Нам необходимо ведать и темную сторону любого явления, и светлую.  Брать лучшее для тренировки природного естества – упражнение в айкидо, например, а для очищения души и укрепления духа – Православие.

Верующий человек способен не только дифференцировать зло, но и уметь это самое зло пресекать. Так активными нам, верующим, надо быть, или пассивными? Всякий раз выбор за нами: отдать себя в руки гонителей («По воле твоей, Господи, принимаю наказание!»), или идти с именем Бога на устах и с мечом в руках на врагов и побеждать. Убийство – это грех, но когда за тобой беззащитные старики и дети, друзья, родные, Родина, то иного пути нет, кроме как проявить активность и опытность в ратном деле.

Может, стоит всем нам, православным христианам, включая духовенство, стремиться быть сильными воинами Христовыми не только в духовном отношении, но и в плане физической крепости - заниматься физической культурой, боевыми искусствами? Тогда между видимым и невидимым миром можно построить мост, объединяющий мир духовной и мир мирской жизни в активном служении добру. Люди одухотворенные покажут нам и нашим детям пример физического совершенства и ратного мастерства - вспомним святого Илию Муромского, Александра Пересвета, Дмитрия Донского, Александра Невского, Фёдора Ушакова... Те же,  кто достиг успеха в материальном мире – спортсмены, бизнесмены, переходили бы в мир духовный, и все свои достижения и успехи посвящали Господу, а не мамоне, славе, гордыне. 

«..и предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем... (Екклесиаст 1:13)».



 

Рейтинг@Mail.ru